В текущем сезоне ожидается сбор около 25 тыс. тонн ягод, такова прогнозируемая оценка с экспертами из «Ягодной академии» и Ягодного союза. Они отмечают, что уровень урожайности приблизительно равен прошлогоднему, и объясняют это двумя противоречивыми факторами – введением новых посадок, которые были осуществлены в предыдущие годы, и неблагоприятными погодными условиями в этом году.
Его можно разделить на две части: на наличие новых посадок и на неблагоприятные погодные условия в прошлом году и в этом году. Именно поэтому мы этого года почти не собрали ягоду смородины. Организации и предприятия, занимающиеся ягодоводством, страдают от заморозков второй год подряд в регионах, где смородину выращивают, особенно в период ее цветения.
С другой стороны, ремонтантная малина выдала рекордный урожай в этом сезоне благодаря длинному периоду сбора ягод. Осень была теплой, и малину продолжали собирать до конца октября. «Многие предприятия отмечают рекордные урожаи не только малины, но и ежевики», - добавляет Ирина Козий.
Урожай земляники садовой примерно такой же, как и в прошлом году. Однако, наблюдается увеличение объема ягод, выращенных в туннелях, и уменьшение урожая в открытом грунте из-за заморозков, которые повредили цветы ранних сортов и первую волну ремонтантных сортов на этой культуре.
Голубика пострадала не только от заморозков, но и от холодной зимы. Во многих регионах, кроме самых южных, растения плохо перезимовали, что привело к уменьшению урожая. Козий отмечает, что голубику выращивают не только в России, но и в соседних странах. Например, в Грузии площади под новые голубичные насаждения активно расширяются, нацеленные в первую очередь на экспорт, в основном в Россию. «Время сбора урожая совпадает с периодом сбора в южных регионах России, что создает жесткую конкуренцию для наших производителей со зарубежными поставщиками», - отмечает эксперт.
Возникли сложности для ягодного сектора в целом, связанные с значительным ростом себестоимости производства. «Мы слышим жалобы потребителей на рост цен, но себестоимость выращивания ягод увеличилась гораздо больше, чем ТТХ, которые производители могут добавить к цене своей продукции. Увеличение цен в соответствии с полным увеличением себестоимости невозможно, так как оно приведет к резкому снижению потребления ягод. Ведь покупательная способность наших граждан не так сильно выросла», - говорит Козий.
Увеличение себестоимости происходит по нескольким причинам. Одна из самых очевидных - резкое удорожание рабочей силы, которое связано как с курсом рубля, провалившемся в 2023 году и продолжающим удерживаться на низком уровне, так и с ограничениями на работу сезонных сотрудников из других стран. «В прошлом сезоне почти все сельскохозяйственные предприятия, включая крупные хозяйства в ягодной отрасли, которая очень сильно зависит от ручного труда, держались на иностранных работниках», - уточняет эксперт. В ягодоводстве существует множество операций, которые пока невозможно механизировать. «Более того, если говорить о землянике, то нигде в мире пока не внедрена массовая механизация сбора урожая. Есть экспериментальные образцы, но их применение сейчас слишком дорого и не выгодно для массового производства», - подчеркивает Козий. У российских ягодных производителей, ведущих в основном небольшие хозяйства, просто недостаточно средств для масштабного внедрения механизации даже там, где это возможно.
Важным фактором, влияющим на рост себестоимости, является также удорожание всех составляющих, необходимых для ягодоводства, вследствие нарушения международных поставок, поскольку практически все, что используется в выращивании ягод, является импортной продукцией. «Наше отрасль слишком мала, чтобы развивать массовое производство нужных для ягодоводства технологий, материалов и оборудования в России. Недостаточно рынка сбыта», - объясняет Козий. Также повышаются транспортные расходы – как международные, так и на внутренних рынках в России, поскольку цены на транспортные услуги растут из-за нехватки водителей, автотранспорта, а равно роста цен на топливо.
В текущем году доля импорта свежих ягод на российском рынке составляет около 70-75%. Если учесть и переработку ягоды, доля отечественной продукции будет еще ниже - около 15%. Козий обращает внимание на то, что для увеличения доли российских ягод и развития отрасли требуется применение новых технологий, а значит, современных материалов, оборудования и знаний, а также необходимо финансирование на их внедрение, например, предоставление льготных кредитов. «Одной из наиболее значимых трудностей, тормозящих совершенствование и развитие отрасли, является недостаточное финансирование новых и модернизацию существующих проектов, например, внедрение механизации», - заключает она.