Forkagro Pixel
Торговая площадка Торговая площадка
Торговая площадка

Мы свяжем вас с потенциальными партнерами и поможем заключить выгодную сделку в сфере сельского хозяйства.

Не упустите возможность расширить свой бизнес и увеличить прибыль.

Смотреть заявки
Экспресс заявки Экспресс заявки
Экспресс заявки

В разделе "Экспресс заявки" Вы можете получить информацию о продаже или закупе сельскохозяйственных культур. Размещение происходит автоматически из открытых источников.

Смотреть заявки
Fork Work Fork Work
Fork Work

На Fork Work собраны эксперты и профессионалы в области сельского хозяйства, которые готовы поделиться своими знаниями и опытом для решения различных задач.

Подробнее о сервисе
Эксперт: Продкорпорация должна закупить у крестьян 4 миллиона тонн зерна для стабилизации рынка.
Масличные
Подсолнечник

Эксперт: Продкорпорация должна закупить у крестьян 4 миллиона тонн зерна для стабилизации рынка.

Эксперт предлагает, чтобы Продкорпорация выкупила у крестьян избыточную продукцию зерна в Казахстане, чтобы стабилизировать цены и баланс спроса и предложения. Задержки при уборке урожая из-за погоды создают проблемы. Необходимы государственные закупки для обеспечения безопасности и стабильности рынка.

28 сентября 2024 28 сентября 2024

Продкорпорация должна преобрести у крестьян всю избыточную продукцию зерна – около 4 миллионов тонн. Такое предложение было сделано агроэкспертом и бывшим министром сельского хозяйства Казахстана, Асылжаном Мамытбековым. Он считает, что это действие поможет восстановить равновесие спроса и предложения, а также повысить рыночную цену на зерно, сообщает агентство "АПК Новости".

"В настоящее время происходит уборка урожая. На полях находится отличный урожай. В этом году засуху сменили обильные осадки, а важные зерновые регионы страны были благополучными в течение лета. Даже на юге, где в основном сеют зерновые культуры, была снежная зима и влажная весна, что привело к значительному улучшению плодородия почв. В итоге, общий уровень урожая зерновых планируется выше среднего уровня. После нескольких безуспешных лет, нашему сельскому хозяйству настало время подышать", - сообщил эксперт Асылжан Мамытбеков в своем аккаунте в социальной сети.

Однако осенняя погода оказалась непредсказуемой: дожди не позволяют убрать зрелый урожай вовремя, осадки удаляют клейковину, затрудняют работу комбайнов на полях. В те краткие периоды, когда дождь прекращается, даже самые современные машины не могут обработать мокрые колосья. Все это приводит к задержке при уборке урожая, а каждая задержка почти на 10 дней приводит к потере почти 10% урожая.

Собранное во влажном состоянии зерно требует сушки. Особенно влажное зерно требует нескольких этапов сушки, что вызывает дополнительные затраты. Фермерам не хватает своих сушильных аппаратов, поэтому образуются длинные очереди у элеваторов. Транспортировка, приемка, сушка – все это требует дополнительные затраты. У фермеров нет денег осенью, все средства уже вложены в землю и будущий урожай. В это время кредиторы делают давление: нужно оплатить ГСМ, запчасти, зарплату.

"В таких ситуациях на рынок появляются различные перекупщики. Но они не спешат с покупками, опасаясь ошибиться с ценой и ориентируясь на крупных игроков. Продкорпорация также не спешит установить свои цены. В результате спрос перевешивает предложение на рынке. Фермеры, желая получить хоть какую-то прибыль и соревнуясь между собой за немногих покупателей, начинают снижать цены. И скупщики зерна, понимая безвыходность фермеров, начинают злоупотреблять ситуацией, задирая руки цене. В результате осенью цены на зерно оказываются ниже обычных", - отметил Асылжан Мамытбеков.

Однако, возвращаясь к предыдущему выводу, урожай этого года выше среднего уровня.

Помимо отрицательного влияния, это имеет и положительные стороны:

  1. Дисбаланс спроса и предложения на зерновом рынке.
  2. Дисбаланс в производстве продукции и возможностях сушки и хранения зерна.
  3. Дисбаланс в транспортных возможностях (нехватка железнодорожных вагонов прежде всего) и в перевозке зерна.

"И только государственные органы могут решить эти дисбалансы (в том числе несоответствие объемов спроса и предложения на рынке). Ни рынок, ни его частные участники не могут сделать это без ущерба для производителей зерна (без снижения цен)", - считает эксперт.

Так какие меры необходимы от государства?

Необходимо своевременное и в достаточном объеме закупить зерно через Продкорпорацию. Причем, закуп должен превышать годовой объем форвардного финансирования, а должен быть равен избыточному объему зерна, исходя из ожидаемого выше среднего урожая.

"Примерный расчет такой: если ожидается урожай в 17 миллионов тонн пшеницы, внутренний спрос составляет 6 миллионов тонн, средний объем экспорта (с учетом муки) - 7-8 миллионов тонн (не включая российскую реэкспорта), то на рынке останется 3-4 миллиона тонн (примерная оценка)", - считает Асылжан Мамытбеков.

Когда избыток зерна будет снят с рынка, отметил эксперт, спрос и предложение восстановятся, и цена стабилизируется. К тому же, у Продкорпорации очень мало зерна в наличии.

По данным "АПК Новости", запасы зерна Продкорпорации на сегодня составляют более миллиона тонн. Прогнозируемый баланс с учетом текущего урожая составит более 2,5 миллиона тонн.

"Конечно, управленцы будут говорить, что у компании нет таких денег, бюджет не предоставляет финансирование. Но у компании есть большие активы, хорошая репутация, и можно было бы привлечь средства с рынка с учетом репутации. Сейчас руководители нацкомпании говорят, что для установления "справедливой цены" им нужна компенсация возможных убытков из бюджета. Следовательно, если этих компенсаций нет, значит цена "несправедливая"? На самом деле, нужно понять, что если избыток зерна с рынка будет снят нацкомпанией, это поможет производителям, которые страдают от низких цен", - подчеркнул Асылжан Мамытбеков.

Однако это не все. Закупка такого объема зерна позволит иметь запас на случай засухи и возможного ограничения экспорта. В течение последних 7-8 лет это случалось неоднократно.

"Контрциклическая политика Продкорпорации с 2009 по 2016 годы позволила избежать ограничений экспорта зерна (что позволяло нашим фермерам компенсировать потери высокими ценами внутри страны в сушливые годы – высокие цены возникают вследствие отсутствия запретов на экспорт). В это же время наш северный сосед, боясь дефицита хлеба на внутреннем рынке, неоднократно был вынужден ограничивать экспорт своего продукта. Это не удивительно: память о хлебных бунтах еще свежа", - отметил Асылжан Мамытбеков.

Во-вторых, так как закупочная цена значительно вырастет - ведь трейдеры и другие участники зернового рынка будут вынуждены установить цены выше чем у Продкорпорации - сама национальная компания сможет получить высокую прибыль.

"Это произойдет даже с учетом расходов на обслуживание займа, хранение зерна и других затрат. Поэтому закупочная цена может быть установлена с учетом будущего роста цен на рынке. Вот в чем заключается помощь!" - считает эксперт.

В-третьих, в условиях нестабильной ситуации в мировой политике, приобретение государством такого объема пшеницы позволит обеспечить высокий уровень продовольственной безопасности страны.

Также будет создан достаточный резерв на случай засухи и возможного ограничения экспорта. Ведь за последние 7-8 лет это происходило неоднократно.

"В таких климатических условиях, с учетом богатых почв и высокого уровня земледелия, у нас есть и будут большие колебания в объемах производства зерна. Однако объемы внутреннего потребления и экспорта остаются почти неизменными. Это приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке и резким изменениям цен. Эти изменения противоречат объемам производства зерна. При высоком уровне урожая цены снижаются (из-за избытка), а при засухе и низком урожае цены растут (если не ограничивать экспорт)", - считает Асылжан Мамытбеков.

"Отсюда следует, что отраслевой государственный орган должен проводить контрциклические мероприятия путем вмешательства в ценовой процесс через покупку или продажу зерна. Это означает, что в хорошем урожайном году нужно временно снимать избыточный объем зерна с рынка, а во время засухи продавать этот объем на рынке, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и избежать необходимости ограничения экспорта. При средних урожаях следует давать рынку саморегулироваться. Чтобы справиться с этим, есть все необходимые инструменты: национальная компания, активный игрок на зерновом рынке со своим бюджетом и элеваторами", - считает Асылжан Мамытбеков.

Наш рынок зерна относительно невелик, поэтому политика закупок и продаж Продкорпорации может определять тон на рынке и эффективно влиять на уровень цен.

"Самого объявления о закупке Продкорпорации достаточно, чтобы вызвать волнение на рынке зерна, спровоцировать повышение спроса и цен на пшеницу. Другими словами, Продкорпорация не обязательно должна приобретать весь объем обозначенной покупки. Часть этого объема могут приобрести частные организации-торговцы", - отмечает эксперт.

Для этого нужны понимание и желание, продажа или покупка подверженного критике объема. Руководители должны быть уверенными и решительными в своих решениях, а также принимать своевременные и адекватные меры.

"Рынку необходимы подобные действия. В это году они особенно необходимы!" - подводит итоги Асылжан Мамытбеков.

Рекомендуемые новости
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлы cookies, которые обеспечивают правильную работу сайта.
Принять все cookies