В следующие 10 лет регионы Африки, Ближнего Востока, Китая, Юго-Восточной Азии, Западной Азии и Латинской Америки будут играть важнейшую роль в стимулировании мирового торгового оборота благодаря росту спроса на пищевые продукты. Такое предсказание содержится в отчете Министерства сельского хозяйства США (USDA). Аналитики указывают на то, что Китай сохранит свое положение в качестве ведущего мирового импортера соевых бобов, расширив свою долю на рынке до 62,4% к 2033/34 году.
Спрос со стороны Китая будет способствовать непрерывному росту международной торговли соевыми бобами в течение ближайших 10 лет, что приведет к увеличению общего объема мирового импорта на 44,8 миллиона тонн (+25,3%) до 221,6 миллиона тонн, согласно прогнозу USDA. Ожидается, что годовой импорт кормовых зерновых в Китай достигнет 44,2 миллиона тонн к 2033/34 году (+3,4 миллиона тонн), хотя этот показатель будет ниже исторического максимума в 50,5 миллиона тонн, достигнутого в 2020/21 году.
Кроме того, прогноз на 2033/34 год предусматривает, что Китай, являясь крупнейшим в мире импортером, приобретет 26 миллионов тонн кукурузы. Ожидается, что рост спроса на кормовые культуры в Китае будет превышать уровень внутреннего производства кукурузы. Для удовлетворения потребностей в кормах китайский импорт сорго и ячменя к 2033/34 году также значительно увеличится, достигнув 9,1 миллиона тонн и 8,6 миллиона тонн соответственно.
Китай будет оставаться главным импортером сорго (с долей около 83% на мировом рынке). В то же время поставки кукурузы в Китай могут быть ограничены квотами, в то время как для сорго и ячменя нет ограничений. Кроме того, Китай останется крупнейшим в мире импортером ячменя (8,6 миллиона тонн к 2033/34 году), что все же будет ниже пикового значения в 12 миллионов тонн, достигнутого в 2020/21 году. Однако доля Китая в мировых закупках этой культуры, которая составляла 28,3% в 2024/25 году, снизится до 25,9% к 2033/34 году по мнению аналитиков USDA. Также прогнозируется постепенное снижение импорта пшеницы в Китай с 10,7 миллионов тонн до 9,7 миллиона тонн к 2033/34 году из-за предпочтения правительством развития производства продовольственных зерновых и использования значительных запасов.
Денис Терновский, научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС, заявил в интервью «Агроинвестору», что Китай с большой вероятностью останется крупнейшим импортером сельскохозяйственной продукции в ближайшее десятилетие. Предполагается заметный рост импорта масличных культур, тогда как импорт зерна скорее будет стагнировать или сокращаться. Учитывая эти тенденции, перспективы расширения российского экспорта сельхозпродукции активным развитием производства сои и рапса в Сибири и на Дальнем Востоке становятся все более вероятными.
Однако следует учитывать, с одной стороны, планы и стремление отечественных переработчиков поставлять на экспорт масло и шрот, а с другой стороны - прогнозы, которые предполагают увеличение потребности Китая в непереработанных масличных культурах, считает Терновский. «Учитывая предполагаемое сокращение закупок Китаем зерна, следует осторожно оценивать потенциал российского экспорта в этом направлении с использованием новых логистических маршрутов», - заключил эксперт.
В начале февраля заместитель руководителя центра «Агроэкспорт» при Министерстве сельского хозяйства Андрей Кучеров сообщал, что в 2023 году экспорт сельскохозяйственной продукции из России в Китай вырос на более чем 50%. Сельскохозяйственная продукция из России занимает второе место по объему экспорта в Китай, уступая только углеводородам, отметил помощник президента России Юрий Ушаков после телефонного разговора между главами России и КНР. Согласно прогнозам центра «Агроэкспорт», объем российского экспорта продукции сельскохозяйственного комплекса в Китай к 2030 году может превысить 10 миллиардов долларов.
Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!