Провалы в урожайности пшеницы в сезоне 2022/23 случились потому, что из-за низких цен на зерно хозяйствам пришлось существенно сокращать затраты. Такую точку зрения на круглом столе «Урожай начинается с семян» высказал Илья Ильченко, главный технолог, агроинженер Песчанокопской Аграрной Группы. Эксперт согласился с коллегами, что правильные агроприёмы имели гораздо большее значение, чем характеристики сортов.
Илья Ильченко, главный технолог, агроинженер Песчанокопской Аграрной Группы:
– Сезон 2022/23 был уникальным. Песчанокопская Аграрная Группа ведёт свою деятельность, как мы шутим, «на стыке трёх государств» – Ростовской области, Калмыкии и Ставрополья. В нашей природно-климатической зоне мы привыкли к постоянной засухе, и все наши помыслы и управленческие решения обычно были нацелены на то, чтобы накапливать и сохранять влагу. В сезоне 2022/23 этого не требовалось.
Мы, также, как и коллеги, делаем демопосевы и смотрим на делянках, как ведут себя разные сорта. В этом году лидером по урожайности стала Победа 75. Она дала 90 ц/га. На втором месте – Агрофак 100, на третьем – Ахмат. Но результаты остальных сортов – Школа, Эмма, Тимирязевка 150 – оказались близкими, разница в урожайности – всего 2-3 ц/га.
Я не могу сказать, что в 2023 году у нас произошло падение урожайности. Средний показатель по сравнению с прошлым годом уменьшился всего на 1 ц/га – на площади 15 тыс. га товарных посевов это, считайте, погрешность. Но ощущение, что недобрали, есть, потому что потенциал года был высоким: мы не сталкивались с возвратными заморозками, осадков было достаточно. Всё это позволяло рассчитывать на урожай, больший, чем в прошлом году.
Причина недобора урожая пшеницы - в экономии на технологии - агроинженер Илья Ильченко
Мы видели наглядные свидетельства того, что потенциал урожайности не будет реализован. Например, некоторые благородные сорта – Тимирязевка 150, Алексеич – не имели достаточной озернённости. Возможно, причина была в запоздалом применении гербицидов. О трёх-пяти зёрнышках и мечтать не приходилось, череззерница – в каждом втором колосе.
Вы спрашиваете, в какой момент в сезоне 2022/23 мы начали терять шансы на то, чтобы получить генетический поетнциал сортов... По моему мнению, предпосылки к недобору урожая были заложены ещё осенью 2022 года, когда многие хозяйства, в том числе и мы, готовились к севу озимых зерновых. Цены на пшеницу тогда были очень низкими – на уровне себестоимости, и мы опасались делать большие вложения: аммофос стоит свыше 60 тыс. рублей за тонну, заоблачными были цены на ЖКУ, селитру, КАС. Поэтому мы, посмотрев, что запасы питательных веществ в почве нам позволяют это сделать, стали сокращать дозы внесения удобрений.
Помимо этого, мы сэкономили на покупке регуляторов роста. Мы хотели иметь меньшую себестоимость. А как это сделать? Думаю, многие агрономы через это прошли: когда сидишь и смотришь в технологическую карту: на чем можно сэкономить? Мы, например, никогда не видели на своих полях полёглых хлебов – может, они и правда не полегают? Мы получали по 7-8 т/га пшеницы на корню не полегало в течение трёх лет. Может, и не надо работать морфорегуляторами? Я убедил себя в этом. Сэкономили... Регуляторы мы оставили только на семенных посевах, с ними шутить нельзя. И всё. Если пшеница рано легла, не жди ни качества, ни количества.
Зато с последней азотной подкормкой интуиция нас не подвела. Мы видели низкое соотношение азота к фосфору и калию, и быстро отработали азотом в поздние фазы, когда уже цветение начиналось. Мы видели, как лежат поля в Краснодарском крае, наблюдали сильное развитие болезней и чувствовали, что качественное зерно будет в цене. Подкормка дала хороший результат: даже на сорте Школа протеин выше 13,5%. Мы в очередной раз убедились, что азотом можно нагнать белок на любом сорте.
Затраты на дополнительные азотные подкормки оправдались. Мы потратили две тысячи рублей, которые разница в цене на качественную пшеницу и фураж перекрывает. Разница по протеину в полтора процента даёт дополнительные 2,8 рубля в цене килограмма пшеницы.
Мы уже более пяти лет не используем сухие фосфорные удобрения. Мы применяем ЖКУ, КАС, но вносим не по листу (с той низкой влажностью воздуха, которую мы практически ежегодно наблюдаем, можно просто пожечь листья), а внутрипочвенно. Эта схема оказалась экономически более выгодной. Мы использовали также жидкий аммиак, когда этот способ минерального питания был дешевле других. Готовясь к осеннему севу, мы смотрим на стоимость разных удобрений и рассчитываем, какая схема применения будет наиболее выгодной.
Сезон 2022/23 ещё раз доказал, что в растениеводстве нужно быть гибким, не следовать шаблону, а принимать решения по ситуации. Но чтобы выполнять подходящие приёмы, у агронома должен быть широкий выбор инструментов.