В Минсельхозе рассказали, зачем ограничивать ввоз импортных семян
Это позволит довести долю отечественного посевного материала до 75 процентов к 2030 году.
С января по конец декабря следующего года в России могут ограничить завоз семян целого ряда сельхозкультур — картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, ржи, рапса и других. Проект соответствующего постановления Правительства на днях опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» разобралась, для чего нужны сельхозквоты и к каким позитивным и негативным последствиям может привести их применение.
Убрать конкурентов
Как сообщили «Парламентской газете» в Министерстве сельского хозяйства, новый механизм позволит гибко регулировать объемы импортных семян на российском рынке: обеспечивать более выгодные условия местным производителям и вместе с тем не создавать дефицит и угрозу роста цен. При этом в ведомстве рассчитывают, что в том числе благодаря квотированию уже к 2030 году обеспеченность России собственным семенами основных культур составит не менее 75 процентов.
«В частности, со следующего года планируется установить квоту на импорт из недружественных стран семян картофеля в размере 16 тысяч тонн, пивоваренного ячменя — 0,6 тысячи тонн, кукурузы — пять тысяч тонн, в том числе восковидной — 0,6 тысячи тонн. Предусмотрены квоты на импорт рапса две тысячи тонн, подсолнечника и его гибридов — 7 тысяч тонн, сахарной свеклы — две тысячи тонн. На пшеницу, рожь и соевые бобы предполагается нулевая квота», — уточнили в ведомстве.
При этом на семена из дружественных стран — прежде всего из стран Евразийского экономического союза, — а также на семена, которые едут через Россию транзитом, ограничения распространяться не будут. Не будут также запрещать и ввоз семян для личного пользования даже из «неблагонадежных» государств.
Помимо прочего, квотирование, отмечают в ведомстве, позволит дать простор для творчества российским селекционным учреждениям.
«В настоящее время мы проводим мероприятия, направленные на выстраивание стратегического партнерства и укрепления взаимодействия между научными учреждениями и сельскохозяйственными товаропроизводителями, сокращая при этом разрыв между результатами проводимых научных исследований и потребностями рынка, — подчеркнули в Минсельхозе. — Хотелось бы отметить работу отечественных селекционно-семеноводческих компаний, которые на текущий момент совместно с научно-исследовательскими институтами занимаются закладкой селекционных и семеноводческих посевов в Крыму по наиболее импортозависимым культурам».
Случится ли «чудо селекции»?
В Российском зерновом союзе между тем указали на некоторые нюансы этого плана.
«С негативными последствиями мы столкнемся неизбежно, но ничего смертельного ждать определенно не стоит, — отметил президент союза Аркадий Злочевский. — Как минимум нас ждет снижение урожая. Потому что наши семена пока все-таки по основным характеристикам часто уступают импортным. Так, например, 70 процентов семян ржи на нашем рынке — это немецкие гибриды. Ожидают семь с половиной тонн урожая с гектара, а наши сортовые в хороший год — четыре. И эти показатели варьируются от культуре к культуре. По подсолнечнику у нас похоже обстоят дела, по кукурузе и так далее».
Если снизится урожай, поднимутся цены, отметил собеседник издания. Но опять же некритично, тем более что стоимость сырья, будь то зерно или корнеплоды, в стоимости исходного продукта на российском рынке традиционно невелика — мы уже не раз об этом писали.
«Кроме того, на развитие отечественной селекции потребуется время — и точно не год, — констатировал Злочевский. — Так что, скорее всего, по истечении установленных сроков квотирование продлят. Кроме того, есть риск, что при отсутствии конкуренции наши селекционеры просто перестанут нормально работать, завязнут. Нет смысла разрабатывать что-то лучше имеющегося, если импорт все равно ограничен. Но если этого не случится и если мы, что самое главное, сумеем создать условия для развития селекции, то в очень короткие сроки — лет за пять — семь — в этой области наши ученые могут произвести настоящую революцию. Как Турция, которая когда-то кардинально поменяла правила игры и сегодня является одним из мировых поставщиков семян сельскохозяйственных культур».